Кани
kanii.ru
 
 
Фото
День Кани
День Кани
Календарь
« Апр.2018
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Часы
Статистика
Яндекс KavkazWeb
Нашествие монголов (XIII в.)
После завоевания Закавказья монгольские войска в 1222 г. подошли к границам Дагестана. Монголы пытались сходу штурмом взять Дербент. Однако это им не удалось. Тогда монголы обошли город и вступили в Дагестан. Арабский писатель Ибн-ал-Асир сообщает, что, переправившись через Ширванское ущелье, татары двинулись по этим областям, в которых много народов, в том числе аланы, лезгины и тюркские племена. Нападая на жителей страны, мимо которой проходили, они прибыли к аланам.

В 1239 г. монгольские войска вновь вторглись в Дагестан. Путешественник В. Рубрук, бывший тогда при дворе монгольского хана, сообщает, что весной того же года они захватили Дербент и разрушили его.

По одному из списков «Тарихи-Дагестан» Али Каяев определил, что нашествие монголов вглубь Дагестана совпало с началом борьбы казикумухских шамхалов с кайтагскими уцмиями и с хунзахскими ханами. В указанном списке отмечается: Спустя несколько лет начались распри между шамхалами и хайдакскими правителями Магомедханом и Амир-Гамзой, которые отправились к хунзахскому хану и заключили договор против шамхала. Они начали войну против шамхала. Одновременно аварский хан отправил своих людей к тюркскому правителю Кавтар-шаху, чтобы привлечь его к союзу против шамхала. С целью укрепления союза аварский хан выдал свою дочь замуж за сына Кавтар-шаха, а сына своего женил на сестре Кавтар-шаха. После этого соединенные силы аварского хана и Кавтар-шаха напали на Кумух в 637 г . хиджры в Рамазан месяц в период Нажмутдина.

Исходя из данных эпиграфики, историки А.Шахсаидов и Л.И. Лавров устанавливают, что эти события относятся ко времени нашествия монголов в Кумух, А. Шахсаидов определяет три основных пункта маршрута монгольских войск: Дербент, Рича, Кумух. Из Дербента через Белиджи-Мамраш-Касумкент в сел. Рича вдоль реки Чирахчай и Кули, через пункты Чирах, Хосрех, Кули, Вачи, Цовкра и Кумух.

Успехам монголов в этот раз способствовали внутриполитические распри в Дагестане, в частности, между казикумухским шамхалом и кайтагскими правителями. Ослабленные в этой борьбе лакцы не смогли дать отпор монголо-татарам. И сломив сопротивление лакцев, они взяли Кумух.

Однако и после падения Кумуха лакцы в течение 6 месяцев продолжали упорно сопротивляться. Историкаль-Тарихи рассказывает: Они (лаки) сражались с великим мужеством, и семьдесят юношей пали мучениками. Оставшиеся заняли укрепление выше мечети Кекели (Ччиккула - Р. М.) и обязали себя клятвой сражаться и пожертвовать своим имуществом, жизнью и телами. Когда эти юноши исполнили свой долг в укреплении, оба князя, Сартан и Каутар, опустошили Кумух в субботу в месяце саффар и все князья кумухские... рассеялись по разным частям света....

Монголы разгромили Кумух и перебили многих жителей Лакии. На протяжении многих лет как Кумух, так и окружающие его аулы, представляли собою развалины. О взятии и разрушении Кумуха монголами свидетельствуют и сохранившиеся до нас эпиграфические надписи. Так, в одной из них говорится, что «Разрушение Гумика тюрками (т. е. монголами) в понедельник, в начале (месяца) Рамазана во время Нажмутдина, и погибло смертью воителей за веру все войско Гумика, за исключением тысячи тридцати трех (воинов)»! Эти надписи запечатлены как память об опустошительном набеге монголов в Кумух и о героическом сопротивлении, оказанном лакцами для защиты своей родины. В 1240 году Плано Карпини, перечисляя земли и народы, покоренные, татарами, называет среди них кумухов. Овладев Кумухом монголы, чтобы укрепить свою власть над Лакией, поставили своего наместника на трон казикумухского шамхала. С этого времени на смену шахмалам, в свое время поставленным на царствование арабами, пришла династия шамхалов, ставленников татаро-монгольских ханов.

После завоевания Восточной Европы и Кавказа Хулагу-хан отправил на завоевание Ирана большую армию во главе со своим братом Мунки-ханом (1251-1259). В 1256 г. закончилось завоевание Ирана, а в 1258 г. был взят Багдад и ликвидирован Арабский халифат. На территории Ирана возникло государство под властью монголов из дома Хулагидов. В его состав вошел и Кавказ.

Вскоре между двумя монгольскими ханскими домами - Джучидами и Хулагилами - начались ожесточенные распри. Граница между владениями Золотой Ордой (царствовали здесь Джучиды) и государством Хулагидов проходила по линии Дербента. Лакия в этот период входила в сферу влияния золотоордынских монголов.

Дербент в этот период являлся опорным пунктом монголов на Кавказе. Отсюда монголы посыпали свои военные отряды вглубь Дагестана для грабежа мирного населения. Однако для укрепления своей власти монгольские наместники в Дагестане вступали в брачно-родственные отношения с местной знатью. Об этих связях повествует лакский фольклор. В лакской исторической песне «Бурхай-Изажа» говорится о трагическом сватовстве золотоордынского хана к девушке Изажа из Кумуха. Героиня просит не отправлять ее в Татарскую Орду, где ей предстоит «позабыть воду родного источника, утоляя жажду водой из Итиля».

Небезинтересно отметить, что «шевкал», как собственное имя, на которое обратил внимание историк Б. Маллачиханов, стало употребляться в Золотой Орде в царствование хана Узбега (1312-1340 гг.).

Вполне допустимо, что это говорит о степени установившихся связей золотоордынских ханов с правителем Кумуха и всего Дагестана. Этому способствовало и принятие в этот период Золотой Ордой ислама. К этому времени ислам в Дагестане был общей религией, а Кази-Кумух являлся ведущим центром мусульманства.

О роли лакцев в исламизации Золотой Орды можно судить по сообщениям арабского путешественника Ибн-Батуты. При посещении им Сарая-Берки, столицы Золотой Орды, главой мусульманского духовенства был имам Садреддин Сулейман ал-Лакзи. Можно предположить также, что казикумухские шамхалы ездили на утверждение на престол к золотоордынским ханам в Сарай-Верки. Это укрепляло их власть в Дагестане и повышало авторитет среди правителей Северного Кавказа. Тот же Ибн-Батута сообщает, что в Сарай-Берке вокруг 13 мечетей проживают монголы, ясы, кипчаки, черкесы (под которыми подразумевали и дагестанцев) и др. Каждый народ имел свои кварталы, отдельные друг от друга и особые базары.
 
 
ИнформационныйALLDAG.ru
© 2018 All right reserved www.kanii.ru [ PG.t : 0.05 | DB.q : 3 | DB.t : 0.00 ]